
День штурмана Военно-Морского Флота России, отмечаемый 25 января, имеет глубокие исторические корни, непосредственно связанные с развитием русского флота при императоре Петре I. Эта дата была выбрана не случайно – она знаменует собой важнейшее событие в истории штурманской службы России.
25 января (14 января по старому стилю) 1701 года Петр I подписал исторический указ о создании в Москве Школы математических и навигацких наук. Этот документ положил начало систематической подготовке профессиональных штурманов для российского флота. В указе отмечалось, что в школе будут обучать «математическим и навигацким, то есть мореходным хитростным наукам». Школа разместилась в Сухаревой башне в Москве и стала первым в России военно-морским учебным заведением, а по сути – первым российским высшим техническим учебным заведением.
Создание Школы математических и навигацких наук было продиктовано стратегическими интересами России: для строящегося регулярного военного флота требовались квалифицированные специалисты, способные определять местоположение корабля в море, прокладывать курс, работать с навигационными приборами и картами. До этого момента на русском флоте служили преимущественно иностранные штурманы, и Петр I стремился обеспечить Россию собственными кадрами.
Открытие Навигацкой школы в Москве было лишь первым шагом в развитии штурманского дела в России. В 1715 году большая часть учеников и преподавателей московской школы была переведена в Санкт-Петербург, где на её основе была создана Морская академия (позднее преобразованная в Морской кадетский корпус), продолжившая традиции подготовки морских офицеров и штурманов.
Постепенно сформировалась система подготовки штурманских кадров для российского флота. В разных городах России открывались штурманские училища: в Кронштадте, Николаеве, Севастополе, Владивостоке. Была разработана система экзаменов, позволявшая оценить знания и навыки штурманов, установлены штурманские звания и должности.
Параллельно с этим происходило развитие отечественной штурманской науки и инструментальной базы. Русские учёные и мореплаватели внесли значительный вклад в развитие навигации, картографии, геодезии и других необходимых штурману дисциплин. Создавались отечественные навигационные инструменты, составлялись подробные карты морей и океанов, разрабатывались новые методы определения местоположения корабля.
День штурмана ВМФ России как официальный профессиональный праздник был установлен приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года. Выбор даты 25 января подчеркивает историческую преемственность современной штурманской службы от первого профессионального морского учебного заведения России, основанного Петром I.
Этот профессиональный праздник был подтвержден и закреплен Указом Президента Российской Федерации № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации», где День штурмана Военно-Морского Флота был включен в перечень официальных профессиональных праздников российских военнослужащих.
Штурманская служба всегда занимала и продолжает занимать особое место в структуре Военно-Морского Флота. Штурман – ключевая фигура на корабле, отвечающая за безопасность плавания и точное выполнение поставленных боевых задач. Основными обязанностями штурмана являются:
Штурманская служба ВМФ России имеет четкую организационную структуру. Ее возглавляет Главный штурман Военно-Морского Флота. На каждом флоте есть штурманская служба во главе с флагманским штурманом. На каждом корабле, в зависимости от его ранга и класса, имеется штурман или группа штурманов.
За более чем трехвековую историю профессия морского штурмана претерпела значительные изменения. От использования примитивных навигационных инструментов, таких как компас, лаг и секстант, штурманы перешли к работе с современными электронными картографическими системами, спутниковой навигацией, гидроакустическими комплексами и интегрированными системами навигации.
Несмотря на технический прогресс, основные принципы штурманского дела остаются неизменными. Современный штурман должен не только уметь работать с новейшей техникой, но и владеть классическими методами навигации – на случай отказа электронных систем. Поэтому в программу подготовки штурманов до сих пор входит обучение астронавигации, работе с бумажными картами, использованию классических навигационных инструментов.
Особенно важна роль штурманов на подводных лодках, где определение точного местоположения представляет особую сложность из-за невозможности использования многих традиционных навигационных методов. Подводные штурманы применяют специальные комплексы навигации, основанные на инерциальных системах, гидроакустических измерениях и других высокотехнологичных решениях.
В настоящее время подготовка штурманов для Военно-Морского Флота России осуществляется в первую очередь в Военно-морском институте Военного учебно-научного центра ВМФ "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" в Санкт-Петербурге. Обучение проводится на факультете навигации и гидрографии. Курсанты изучают широкий спектр дисциплин: морскую навигацию, мореходную астрономию, гидрографию, гидрометеорологию, картографию, высшую математику, физику, английский язык и многие другие предметы, необходимые современному военно-морскому штурману.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Курсанты проходят практику на учебных и боевых кораблях, осваивают навигационное оборудование, учатся определять местоположение корабля различными способами, прокладывать курс и решать другие навигационные задачи в реальных условиях морского плавания.
День штурмана ВМФ России отмечается на всех флотах, в военно-морских учебных заведениях и учреждениях, связанных со штурманской службой. В этот день проводятся торжественные собрания, на которых отмечают лучших специалистов, вручают награды и поощрения отличившимся штурманам. Флагманские штурманы флотов и флотилий проводят профессиональные встречи, делятся опытом, обсуждают вопросы совершенствования штурманской службы.
В военно-морских учебных заведениях организуются тематические конференции, выставки, посвященные истории штурманской службы и современным достижениям в области навигации. Курсанты-штурманы участвуют в профессиональных конкурсах, демонстрируя свои навыки в решении навигационных задач.
Традиционно в этот день вспоминают выдающихся штурманов прошлого, внесших значительный вклад в развитие отечественного флота и навигационной науки. Проводятся встречи с ветеранами штурманской службы, которые делятся с молодыми специалистами своим богатым опытом.
День штурмана ВМФ России имеет не только историческое и профессиональное значение, но и важное воспитательное значение. Он способствует сохранению и развитию славных традиций российского флота, повышению престижа штурманской профессии, укреплению корпоративного духа морских офицеров.
В современных условиях, когда Военно-Морской Флот России активно обновляется, получает новые корабли и подводные лодки, оснащенные передовыми технологиями, роль квалифицированных штурманов только возрастает. Несмотря на автоматизацию многих процессов, конечные решения по навигации и кораблевождению принимает человек – штурман, от профессионализма которого зависят успешное выполнение боевой задачи и безопасность корабля и экипажа.
Таким образом, День штурмана ВМФ России, отмечаемый 25 января, не только воздает должное историческому наследию отечественной навигационной школы, но и подчеркивает непреходящую важность штурманской профессии для современного военного флота, отмечает высокий профессионализм и самоотверженный труд офицеров-штурманов, обеспечивающих боевую готовность и мощь Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая работу с сайтом, вы даете свое согласие на политику и работу с этими файлами.
Согласен